Александр Копеин (alex_kopein) wrote,
Александр Копеин
alex_kopein

Categories:

Загадочная кириллица

Старославянская азбука состоит из 43 букв «высших», «низших» и «божественных» уровней.

Первый из них (от «аз» до «ферт») понятен всем, и названия буквиц, относящихся к нему, складываются в конкретное изречение, второй (от «ша» до «ижицы») содержит фразу, противоположную по смыслу, а третий представляет некие символы, не доступные простым смертным. Очертания букв «высшей» части азбуки просты в написании. Человек, бравшийся за перо, не испытывал никаких затруднений и достаточно быстро фиксировал текст.
NovgorodMus346birchLetter

7 загадок кириллицы

1 Три части

Старославянскую азбуку можно разделить на  три части: «высшую», «низшую» и «божественную».
Первая из них по названиям буквиц несет в себе определенное смысловое послание.
Вторая противоположна ей и названия этих букв – слоги, часто неприятны для слуха. Низшая часть азбуки состоит из 13 букв, что символизирует собой чертову дюжину. Названия, входящие в этот перечень, часто употреблялись для обозначения, как бы сейчас сказали, асоциальных типов: воров, пьяниц, изгоев, а также состояний маяты, скорби, печали и мучений. Графически эти буквы трудны для воспроизведения, у многих нет понятийного значения и численного выражения.
Третья же часть алфавита – божественные символы, находящиеся в середине азбуки – самая загадочная из тайн.
Божественную часть славянской азбуки составляют «хер», «омега», «цы» и «червь», стоящие в центре.

2 Сакральная геометрия

Начертания славянских букв уже таят в себе загадку. Привычные буквенные обозначения, знакомые нам еще с прописей, состоят из простых геометрических фигур: кругов, треугольников, крестов. Но за ними скрыт сакральный смысл — символы вечности, Троицы, Христа.

Исследователи старославянского алфавита установили, что геометрически в кириллической букве «Ч» изначально спрятан символ чаши причастия, в «Х» — крест Андрея Первозванного, в «Фите» — ковчег спасения. Так азбука рисует нам символическую картину христианского мира.

3 Тайнопись

Ряд  ученых выдвигают гипотезу, что первая славянская  азбука была тайнописью и представляла собой сложную логико-математическую систему. Кроме того, существует версия, что азбука создавалась Кириллом и Мефодием как целостное изобретение, а не как творение, которое формировалось по частям путем добавления новых буквенных форм. Так, кириллица таит в себе трактовку мироустройства, где каждая буква заключает смысл.

«Аз Буки Веди Глаголь Добро Есть Жизнь…» ряд лингвистов читает как: «Я Бога ведаю, глаголя (говоря): добро есть жизнь…» Вторая интерпретация: «Я буквы познал, слово – богатство, живите усердно, как мыслящие люди Земли, изучайте мироздание, говоря убежденно о божественном откровении, чтобы постичь тайный смысл всего сущего». Третья азбучная истина, по версии поэта Серебряного века Андрея Белого, выглядит так: «Единый Бог, ведая глаголом добра, есть жизни радетель земной, и, как люди мыслите наши, Он покой сберегает словом твёрдым». Четвертый смысл: «Я буду знать и говорить, что добро присуще всему живому…» Упражняться в «переводах» можно до бесконечности. Если же заключить кириллицу в квадрат 7 на 7, то её можно читать в произвольном порядке, открывая новые смыслы.

Если буквы кириллической азбуки расположить не только по вертикали, но и по горизонтали, то складывая из них новые фразы, можно получить новые откровения. Славянская азбука уникальна тем, что по сравнению с алфавитами других языков, состоящих из существительных, содержит названия, относящиеся к другим частям речи. Так, она включает 7 глаголов, 4 из них в форме повелительного наклонения: два в единственном числе («рцы» («говори»), «цы» («вникай»)) и два — во множественном («мыслете» («думайте»), «живѣ́те» (живите)), инфинитив («ять»), один («есть») — в третьем лице единственного числа слова «быть» и один — в форме прошедшего времени («веди»); слова, которые могут выступать союзами («како», «шта», «иже»), местоимения («аз», «наш»), прилагательное («он» в значении «оный», «единый»), наречия («твердо», «зело») и, конечно, существительные в единственном и множественном числе («буки», «добро», «земля», «люди», «покой», «слово», «червь») и другие слова.

4 Буквенные числа

Буквенные обозначения использовались и в качестве чисел — и тут в кириллице мы находим новые загадки. Почему Аз равен единице, а Буки не имеет числа? Ряд первых чисел последователен, но девятка оказывается в самом конце азбуки. Нельзя предположить, что такая хаотичность — результат случайности, ведь Святой Кирилл тщательно продумывал сакральные значения своего творения. Для превращения буквы в число над ней ставился специальный знак — титло, смысл которого можно приравнять к нимбу.
Большинство букв старославянского алфавита имея числовое значение, связаны с древними языками, например, с ивритом, но в отличие от него числа присваиваются не по порядку и не всем символам, а некоторые из них пронумерованы одинаково.

3539989_8a6c1beb

5 Шифр мироустроения

Связь чисел-букв имела свои толкования, так в Средневековье вычисляли значение слова, складывая числовые значения букв, чтобы открыть в них новый смысл. К примеру, числом Христа считается 888, такова сумма чисел-букв имени Иисус в греческом языке. Поэтому те, кто обращаются к старославянскому алфавиту, бьются над загадкой числового обозначения его букв, выискивая в древней азбуке шифр всего мироустроения: от сотворения мира до страшного суда.

6 Загадочные буквы


Оригинальных славянских букв в азбуке всего 17, 24 позаимствованы из греческого языка, а две буквы восходят к ивриту («цы» произошла от «цади» и «ша» — от «шин»). Буквы с подобным начертанием есть в эфиопском и арамейском письмах, однако звучат они совсем по-другому. Диакритические (надстрочные знаки) тоже взяты из языка Торы. Они диктуют, с какой интонацией, ударением, акцентом и другими сопутствующими звуковыми «спецэффектами» следует произносить слово, а знак титла «посоветует», какое слово представлено в сокращенном виде.

7 Природа духа

Считается, что иврит, греческий и латынь воплотили  в себе природу вещей. «Отцы» же кириллицы, святые Кирилл и Мефодий, создавая новую письменность, попытались передать с помощью него природу духа. Может быть, поэтому в мире нет ни одной «кириллической» страны, в которой бы правил прагматизм или экономическое сознание?

Кристина Гогорян, Герман Юрьев
Источник

Tags: кириллица, мнение, письменность, шрифт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments